Группа, название которой многое говорит
даже людям от рэпа далеким, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м. То было
время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя
немногочисленных поклонников. Теперешняя Каста – Влади, Шым, Хамиль,
Змей – выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере
чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они
просто любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а
отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, что
происходили в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской
атмосферой братства и единодушия. Тогда Каста объединяла несколько
групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления
отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.
В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись
всерьез: в стране появились структуры, готовые оседлать зарождающийся
интерес к хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствие на
поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-биза от рэпа
– "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и
ненатуральный хип-хоп конца 90-х была неадекватной. Очень быстро
сформировалось мнение, что рэп это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и,
если обобщать, – нечто несерьезное, вызывающее насмешки.
Каста показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое,
человечное. Что можно не копировать Запад, не подстраиваться под
формат, можно говорить о понятных, но не пошлых вещах. Что можно найти
своего слушателя невзирая ни на какие "монополии".
Первый кассетный тираж ("Трехмерные рифмы") они выпустили в 1999
году на собственные деньги. Альбом разлетелся по Югу России, чему
поспособствовали и "пираты". Первый CD от Касты, сборник "В полном
действии", вышел в 2000 году, когда их творчеством заинтересовалась
компания "Видеосервис". А год спустя появился клип "На порядок выше",
многих заставивший впервые отнестись к жанру всерьез.
Это был первый сингл с альбома "Громче воды, выше травы", пластинки,
показавшей, что рэп способен быть совсем иным: продолжающим традиции
российской поэзии и русского рока с их трепетным отношением к слову, с
нешаблонным подходом к творчеству, с определенной моралью. Диск вышел
на открытом при участии Касты независимом лейбле Respect Production,
выросшем в одного из главных игроков на поле отечественного хип-хопа.
Вслед за альбомом Касты вышло две сольных пластинки от участников
группы: Влади "Что нам делать в Греции"(2002) и Хамиль "Феникс"(2004).
Каста занимала места в хит-парадах, не теряя почтения и в андерграунде.
Каста первой в России получила награду в номинации "Лучшая рэп-группа"
от зрителей двух главных музыкальных телеканалов. Это случилось в
2004-м на первой церемонии MTV RMA и в 2006-м на церемонии вручения
наград Муз-ТВ, где впервые была представлена эта номинация.
И вот второй полноценный альбом Касты готов к выходу. Какой он?
Совершенно точно – это не то же самое, что мы слышали пять лет назад.
Группа взрослеет, ее творчество приобретает новые оттенки. Но меняясь в
деталях, оно не утрачивает сути; не предавая прежних поклонников,
находит отклик у следующих поколений ценителей хип-хопа.