"Это моя первая запись, которую я сделал безо
всякого контроля с чьей-нибудь стороны. Кое-что здесь мне очень
нравится, кое-чем я просто доволен, ну и, конечно, эта музыка не
вызывает у меня ненависти. Надеюсь, вам понравится то, что вы
услышите".
Такое напутствие RJD2 дал слушателям в треке "Salud" с альбома "The Deadringer". Это был 2002 год.
За прошедшие восемь лет мастер инструментального хип-хопа Рэмбл Джон
Крон, который и скрывается под псевдонимом из трех букв и одной цифры,
делал все возможное, только бы максимально освободиться от чужого
контроля за своей музой. Ушел с уважаемого лейбла Def Jux. Основал свой
– RJ’s Electrical Connections. Даже количество сэмплов в своих треках
свел к минимуму. Так, пластинка 2007 года "The Third Hand" была вообще
сыграна – а так же спета – почти вживую. Критики и музыкальные издания
ругательски ее разругали.
Разругали – за излишнюю попсовость и песенность. Инструментальный
хип-хоп, скорее всего, был лишь прикрытием для музыканта, хип-хопа в
музыке RJD2 минимум (не верите мне, посмотрите название рубрики!).
"Когда я начинал заниматься музыкой в 90-х, моей целью было создание
гармоничных коротких поп-песен с вокалом. Потом это все почему-то стали
называть инструментальным хип-хопом", – так говорит музыкант о своем
стиле.
В поисках гармоний RJD2 не ограничивал себя ничем – он мог
одновременно продюсировать треки для альбома MF Doom и записывать
кавер-версии песен Radiohead; вдохновляться фанком 70-х и, например,
индастриалом; с одинаковой легкостью ваять дансхолл и извлекать из
гитары психоделические запилы. Его музыка звучала в лаунж-кафе и
айподах скейтбордистов (те почему-то особенно полюбили RJD2 – ткни в
каждое третье скейтерское видео, услышишь его трек)
Эксперименты положительно сказывались на плодотворности: к концу
десятилетия Рэмбл Джон насочинял кучу музыки для рекламы, записал три
недурные пластинки, несколько инструментальных альбомов, а также издал
кучу миксов и спродюсировал альбом Aceyalone. В 2009 году он занимался
тем, что подготавливал материал для своего юбилейного винилового
бокс-сета "2002-2010" и писал альбом "The Colossus". Писал – значит
играл на барабанах, басу, гитаре и клавишных – этакий человек-оркестр.
"Я не ограничивался одним только синтезатором, – хвастался RJD2 в
интервью. – Например, использовал еще и клавесин. Он работает по тому
же принципу, что и синтезатор – а звук получается совсем другой".
На "The Colossus" есть клавесин, есть струнные и духовые – при всем
при этом RJD2 наконец-то нашел почти идеальный баланс между живым и
сэмплированным звучанием. Здесь запечатлена как тяга филадельфийского
диджея к поп-мелодиям, так и его способность смешивать все и вся. Звук
альбома – месиво из эстрадных фанковых хуков и бурлящего электронного
гула; такой синтетический, компьютерный фанк, то разгоняющийся, то
сбавляющий скорость. Речитатив как таковой есть только в треке "A Son's
Cycle", читают Illogic и The Catalyst.
Набор гостей на альбоме вообще безупречен, захочешь – не
придерешься. Платиновый голос недавно воссоединившихся Little Brother –
Phonte Coleman, эфиопский певец и номинант Грэмми Kenna – видимо, со
времен Def Jux у RJD2 остался нюх на правильных людей. Сам он, кстати,
поет всего в паре треков.
Критики на сей раз отнеслись к пластинке благосклонно – ей обычно
ставят четыре звездочки из пяти. В мозгу, конечно, шевелится гадкий
каламбур вроде "The Colossus на глиняных ногах", но это происходит по
инерции – альбом сильный. Разве что немного необязательный – судя по
энергии и уровню производительности RJD2, он может выдавать по сольной
пластинке раз в три месяца (даже псевдоним его напоминает название
модели какого-нибудь фрезеровочного станка).
А лишние 54 минуты хорошей музыки вряд ли помешают кому-то жить
"Я собрал много людей, гораздо более талантливых, чем я, и дал им
попробовать проявить себя на этом альбоме. Как обычно, некоторые треки
мне очень нравятся, некоторые – просто нравятся, а некоторые, скажем
так, не раздражают. Пора, наверное, уже закругляться. Надеюсь, вам
понравится то, что вы услышите". Это очередное напутствие слушателю –
так сказать, восемь лет спустя. Трек называется "Salud 2". |