Группа, название которой многое говорит
даже людям от рэпа далеким, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м. То было
время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя
немногочисленных поклонников. Теперешняя Каста – Влади, Шым, Хамиль,
Змей – выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере
чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они
просто любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а
отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, что
происходили в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской
атмосферой братства и единодушия. Тогда Каста объединяла несколько
групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления
отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.
В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись
всерьез: в стране появились структуры, готовые оседлать зарождающийся
интерес к хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствие на
поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-биза от рэпа
– "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и
ненатуральный хип-хоп конца 90-х была неадекватной. Очень быстро
сформировалось мнение, что рэп это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и,
если обобщать, – нечто несерьезное, вызывающее насмешки.
Каста показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое,
человечное. Что можно не копировать Запад, не подстраиваться под
формат, можно говорить о понятных, но не пошлых вещах. Что можно найти
своего слушателя невзирая ни на какие "монополии".
Первый кассетный тираж ("Трехмерные рифмы") они выпустили в 1999
году на собственные деньги. Альбом разлетелся по Югу России, чему
поспособствовали и "пираты". Первый CD от Касты, сборник "В полном
действии", вышел в 2000 году, когда их творчеством заинтересовалась
компания "Видеосервис". А год спустя появился клип "На порядок выше",
многих заставивший впервые отнестись к жанру всерьез.
Это был первый сингл с альбома "Громче воды, выше травы", пластинки,
показавшей, что рэп способен быть совсем иным: продолжающим традиции
российской поэзии и русского рока с их трепетным отношением к слову, с
нешаблонным подходом к творчеству, с определенной моралью. Диск вышел
на открытом при участии Касты независимом лейбле Respect Production,
выросшем в одного из главных игроков на поле отечественного хип-хопа.
Вслед за альбомом Касты вышло две сольных пластинки от участников
группы: Влади "Что нам делать в Греции"(2002) и Хамиль "Феникс"(2004).
Каста занимала места в хит-парадах, не теряя почтения и в андерграунде,
первой в России получила награду в номинации "Лучшая рэп-группа" от
зрителей двух главных музыкальных телеканалов. Это случилось в 2004-м
на первой церемонии MTV RMA и в 2006-м на церемонии вручения наград
Муз-ТВ, где впервые была представлена эта номинация.
В 2006-м вышел макси-сингл (или скорее мини-альбом) "По Приколу", в
некоторых песнях на котором пытливый слушатель мог заметить зачатки
нового стиля Касты. Стиля непростого, долго вынашиваемого и
обдумываемого. Всем пристально следящим за группой становится понятно,
что она уходит от уличного рэпа, сказав в этом жанре, пожалуй, больше и
лучше прочих. Но куда придет? На этот вопрос "По Приколу" ответа еще не
давал.
2007-й ознаменовался для группы выходом первого DVD: фильм о
концерте с Ансамблем Ростовской Консерватории. Классические треки были
переаранжированы, компьютерный продакшн Влади сменили барабаны, бас,
гитара, клавишные и духовая секция, к эмоциональной атмосфере
добавилось рок-н-ролльное безумие. Релиз задал планку, которую еще не
удалось преодолеть в отечественном концертном рэп-видео.
В мае 2008-го на прилавках музыкальных магазинов появилась "Быль в
глаза", самое зрелое и серьезное на тот день высказывание Касты.
Сохранив внешние приметы стиля, Каста обратилась к рэпу
художественному. Вдохновение черпалось не в дворовых передрягах, а
рефлексии, копании внутри себя, в литературе. И даже те песни, которые
можно назвать «пацанскими», в этом альбоме приобрели иронический
оттенок. Пластинка стала главным событием года в отечественном
хип-хопе, была номинирована как "Лучший альбом" 7-й премии Муз-ТВ,
отмечена в итогах года журналом Билборд, разошлась тиражом свыше 100
000 копий. Три песни были экранизированы и включены в эфир музыкальных
каналов всего пост-союза. Одновременно с выходом "Были в глаза" группа
перешла на самоуправление, и набрала новую команду своего выпускающего
лейбла "Respect Production".
У Касты большие планы – уже вышло полное собрание альбомов и синглов
на двух mp3-дисках, а также сборник лучших песен "The Best". Хамиль и
Змей, парочка рэперов-весельчаков, записывают совместный альбом, в
котором получит развитие направление, заданное ими на уже классических
"Гончей" и "Ды-ды-дым". Что будет дальше – новый сольник Влади?
Долгожданный альбом Шыма? Сборник трибьютов Касте? Время покажет, но
боевая четверка из Ростова останавливаться не собирается и впереди их
слушателей ждет еще много интересного.